Усн с продажи конкурсной массы. Организация-банкрот продает имущество. Нужно ли платить налоги? Налогообложение при конкурсном производстве

Что делать с НДС и налогом на прибыль, если признанная банкротом организация в ходе конкурсного производства реализовала имущество?

НДС - платить или нет?

До 24.11.2014 в ранее действовавшей редакции НК РФ пункт 4.1 статьи 161 предусматривал обязанность должника - банкрота по исчислению и уплате НДС при реализации имущества и (или) имущественных прав.

В настоящий момент, согласно подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом в целях налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Таким образом, если организация - должник признана банкротом, доход от реализации ее имущества НДС не облагается.

Эта позиция разъяснена Минфином (письмо от 30 сентября 2015 г. N 03-07-14/55736), ФНС (письмо от 17 августа 2016 г. N СД-4-3/15110@) и подтверждается судебной практикой.

Налог на прибыль

Глава 25 НК «Налог на прибыль» не содержит специальных требований об исчислении и уплате налога на прибыль при продаже имущества организации, признанной банкротом.

По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период - квартал, полугодие, 9 месяцев.

Погашение требований кредиторов в данном случае не является расходом, поскольку учетная политика строится на движении товара, а не на движении денег.

ФЗ «О банкротстве» устанавливает определенные последствия и очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. В частности, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

По иным текущим платежам требования удовлетворяются в пятую очередь. Это касается и обязательных платежей, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг ("Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей.

Если налоговый орган предъявил требования об уплате налога на прибыль от реализации имущества организации-банкрота в процессе конкурсного производства, оно должно быть удовлетворено в порядке статьи 134 ФЗ «О банкротстве» - вне очереди за счет конкурсной массы.

Требование не может возникнуть ранее срока, установленного на уплату налога (ст. 69 НК РФ). Но что делать, если организация получила доход от реализации имущества, а арбитражный суд прекратил конкурсное производство и ликвидировал организацию до истечения срока, когда у налогового органа появилось право предъявить требование об уплате налога на прибыль?

ФНС считает, что при завершении конкурсного производства до истечения налогового периода, конкурсный управляющий должником, заведомо зная о том, что в связи с реализацией имущества возникла обязанность по уплате налога, обязан в соответствии с пунктом 4 статьи 55 НК РФ заблаговременно обратиться в налоговый орган с заявлением об изменении налогового периода. Он должен исчислить и уплатить суммы налога за время со дня начала налогового периода до дня завершения ликвидации, действуя при этом в ущерб интересам других кредиторов.

Фактически эта позиция поддержана ВС РФ (определение ВС РФ от 12 мая 2017 г. N 305-ЭС17-1599), дело по иску ФНС направлено на новое рассмотрение, первое судебное заседание в арбитражный суд г. Москвы назначено на 31 августа 2017 г.

Таким образом, если организация, признанная арбитражным судом банкротом, в ходе конкурсного производства реализовала имущество:
  • полученный доход не облагается НДС;
  • налог на прибыль должен быть уплачен вне очереди за счет конкурсной массы, а попытка завершить конкурсное производство до завершения налогового периода, без уплаты налога на прибыль, представляется достаточно рискованной.

С 1 января 2015 года операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не будут признаваться объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость; соответствующие изменения внесены в НК РФ федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

Собственно, почему вдруг про налоги.

Указанное решение является очередным этапом в попытке разрешения конфликта между интересами бюджета (понимаемыми формально) и интересами залоговых и конкурсных кредиторов.

Кратко соответствующие этапы можно проследить по изменению ст. 161 НК РФ в исторической перспективе, а также по постановлению Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 439/11, а также постановлению Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11.

Итоговым решением ВАС РФ перед изменением НК РФ было следующее (постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11): НДС от реализации имущества должника учитывается в соответствующем налоговом периоде и платится по его окончанию в качестве текущего платежа четвертой очереди; покупатель при этом сумму НДС не удерживает. В том случае, если продавался предмет залога, то залоговому кредитору 80 (или 70) процентов считаются от всей выручки с НДС (т.е. со 118, а не со 100) (ст. 138 Закона о банкротстве).

Теперь вот новый поворот: НДС не будет вообще.

С тактической точки зрения для конкурсных кредиторов это, конечно же, благо. Правда, рискну предположить, что итоговые цены приобретения имущества должников снизятся примерно на те же 18 процентов; ведь раньше покупатель соответствующего имущества указанные 18 процентов ставил себе к вычету (т.е. вместе с имуществом приобреталась своего рода «дебиторская задолженность»). Иными словами, в стратегическом плане для конкурсных кредиторов может ничего и не поменяться: в массу будет получено столько, сколько могло бы получаться и ранее (без позиции ВАС РФ в постановлении № 11).

Более того, с учетом позиции в названном постановлении Пленума ВАС РФ интересы залоговых кредиторов теперь могут даже пострадать: ведь ранее свою часть они получали от суммы выручки с НДС, т.е. от 118. Сейчас же, если покупатели будут платить 100 (иную сумму, но меньшую в связи с отсутствием «входящего» НДС), то и залоговый кредитор будет получать 80 (70). Если раньше проблема НДС с реализации предмета залога фактически «перекладывалась» на необеспеченных конкурсных кредиторов (ведь 18 уплатить надо было в качестве текущих после окончания налогового периода в том числе из средств конкурсной массы, не являющейся предметом залога), то теперь этого не будет.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать такой вывод: само по себе изменение редакции НК РФ ни улучшает, ни ухудшает положение обычных конкурсных кредиторов; но такое изменение с учетом толкования прежней редакции п. 4.1 ст. 161 НК РФ в постановлении Пленума ВАС РФ № 11 ухудшает положение залоговых кредиторов и выравнивает (улучшает) положение обычных конкурсных кредиторов.

Предприятие находится в стадии банкротства. Уже конкурсное производство. Какие налоги надо платить, а какие нет. Налоговый режим УСН 6%.да, реализовывается имущество 16:02:03, 28 янв.доходы от аренды помещений а какие налоги платить? А от реализации имущества на погашение реестра требований кредиторов.

Ответ

Ваш вопрос от 28.01.2016 «»

Обратите внимание на то, что . Учитывайте активы по новым правилам. Подробности читайте в журнале

Да, организация обязана отражать доходы, подлежащие налогообложения при реализации имущества, составляющую конкурсную массу для удовлетворения требования кредиторов.

При УСН доходы определяются в порядке, определенном Главой 25 НК РФ.

В целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Таким образом, при реализации конкурсным управляющим имущества банкрота у организации возникает налогооблагаемый доход.

Согласно п. 8 ст. 142 Закона от 26.10.2002 №127-ФЗ требования кредиторов могут быть погашены путем предоставления имущества должника в качестве отступного, которое не обременено залогом, при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Передача права собственности на имущество (товар) по соглашению об отступном для целей налогообложения признается реализацией (п. п. 2, 3 ст. 38, п. 1 ст. 39 НК РФ).

При передаче имущества в качестве отступного сумма дохода от его реализации определяется как сумма прекращаемого передачей отступного обязательства (без учета НДС) (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Таким образом, как при передаче имущества кредиторам, так и при реализации имущества для удовлетворения требований кредиторов общество обязано отразит доход.

Сказанное в полном мере относится и к сумма арендной платы, поступающей на счета предприятия, находящегося в конкурсном производстве.

Важно отметить, что нормы НК РФ не содержат специальных норм о том, как рассчитывается налогооблагаемая база организации в ходе конкурсного производства.

Поэтому до момента исключения банкрота из ЕГРЮЛ налоговый учет по своей деятельности организация обязана вести в полном объеме. Никаких послаблений для таких организаций НК РФ и Закон от 26.10.2002 №127-ФЗ не содержат.

Конкурсное производство завершает процесс банкротства коммерческой организации - должника. Арбитражный суд выносит решение о прекращении внешнего управления и открывает процедуру конкурсного производства. Деятельность предприятия прекращается, его имущество продается, а само предприятие признается банкротом и ликвидируется.

Примечание. Внешнее управление - процедура в деле о банкротстве. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. С этого момента руководитель должника - юридического лица отстраняется от должности. Должник обязан в трехдневный срок передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

В решении суда должна содержаться информация о признании должника банкротом и о последствиях открытия конкурсного производства. Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки представления отчета назначенным управляющим. Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

Цель конкурсного производства - ликвидация предприятия и погашение его задолженности.

Конкурсное производство пошагово

Процедура проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Составить реестр кредиторов и отправить каждому уведомление

Реестр кредиторов составляет конкурсный управляющий и отправляет каждому уведомление о ликвидации организации. Реестр - это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения:

Фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица;

Наименование, место нахождения - для юридического лица;

Банковские реквизиты (при их наличии);

Размер требований кредиторов к должнику;

Очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

Дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

Основания возникновения требований кредиторов;

Информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

Процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

Дата погашения каждого требования кредиторов;

Основание и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Типовая форма реестра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".

Одновременно управляющий отправляет кредиторам уведомление о ликвидации организации. Сделать это необходимо в письменной форме. С момента получения уведомления в течение двух месяцев у кредитора есть право предъявить требование о невыполнении перед ним обязательства. Требование кредитор должен подкрепить документально. Если кредитор узнает о ликвидации организации уже после истечения этого срока, он может обратиться в суд с исковым заявлением и заявлением о запрете вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

Сведения о ликвидации должны быть опубликованы на сайте ЕФРС и в "Вестнике государственной регистрации". Обязанность публикации установлена ГК РФ, законодатель устанавливает и предельные сроки - три дня с момента принятия решения о закрытии. Объявление размещает сам ликвидатор или доверенные лица. Если объявление не разместить в срок, будут наложены штрафы.

Шаг 3. Передача имущества должника конкурсному управляющему

Руководитель ликвидируемой организации в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Если этого не сделать в срок, руководитель и конкурсный управляющий понесут административную ответственность.

Шаг 4. Инвентаризация имущества

Конкурсный управляющий создает инвентаризационную комиссию и утверждает ее состав приказом. В приказе устанавливаются сроки инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие ценных бумаг, вложение в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, бланки строгой отчетности включаются в отдельные сличительные ведомости.

Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

10, 41, 43, 50 и др.

Оприходованы излишки имущества

10, 41, 43, 50 и др.

Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей

Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом

Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом

Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов

Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов

Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли

Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость

Шаг 5. Оценка имущества

Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Оценщик представит отчет о стоимости ликвидационного имущества. Услуги по оценке имущества оплачиваются за счет имущества должника, если собрание кредиторов не определило другого источника.

Шаг 6. Истребование дебиторской задолженности у должников организации

В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

Дебет счета 51 "Расчетные счета"

Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Шаг 7. Составить реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности

Порядок погашения задолженности законодатель определяет следующим образом.

Вне очереди погашают:

Судебные расходы должника;

Вознаграждения арбитражному управляющему;

Текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

Требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве и до признания должника банкротом, а также возникшие в ходе конкурсного производства;

Задолженность по оплате труда.

В первую очередь выплачиваются компенсации за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсации морального вреда. Затем выходные и авторские вознаграждения. В третью очередь организация рассчитывается по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Если имущества должника недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено. Сделка с кредитором с нарушением очередности может быть признана недействительной (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 года N 63).

Допускается погашение долгов как в денежной, так и в неденежной форме. Деньги списываются с расчетного счета. Неденежный расчет предполагает продажу имущества.

Расчеты с кредиторами отражаются следующими записями:

Шаг 8. Составить ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составляет конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами. Баланс содержит данные об итогах конкурсного производства: удовлетворенных и оставшихся без удовлетворения. Неудовлетворенные требования отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

Итог актива ликвидационного баланса равен нулю. Это свидетельствует о том, что у организации-банкрота нет каких-либо средств. В пассиве - требования кредиторов, которые подлежат погашению, и убытки, возникшие до открытия конкурсного производства и за время ликвидации.

Цель ликвидационного баланса - показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия и отражает величину активов, требований кредиторов, пассива. В нем - результаты рассмотрения требований кредиторов. Это означает, что составить баланс возможно только после закрытия реестра требований кредиторов.

В активе баланса показателей быть не должно, поскольку все имущество либо реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. В пассиве отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Актив промежуточного баланса формируется в несколько этапов. Сначала убираются статьи, которые отражают не принадлежащее организации-должнику имущество, а также отражающие потерявшую стоимость из-за открытия конкурсного производства. Затем происходит переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Это необходимо для того, чтобы оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. В заключение в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

Шаг 9. Подать ликвидационный баланс в арбитражный суд

Арбитражный суд рассматривает отчет и выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Шаг 10. Представить определение арбитражного суда в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц

На этот шаг у конкурсного управляющего есть всего пять дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. С этого момента конкурсное производство считается завершенным.

Налогообложение при конкурсном производстве

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества. Недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ). Торги может проводить только организация, имеющая на это право (ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Она составляет договор с собственником вещи и выступает от его или от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Поэтому передачу имущества специализированной организации для продажи нельзя считать отчуждением, то есть переходом права собственности на него к иному владельцу. Поэтому бухгалтерский учет арестованного имущества до момента его реализации на торгах ведет организация-должник.

Налоговая база конфискованного или реализуемого по решению суда имущества определяется исходя из его цены. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к уплате покупателям соответствующую сумму НДС.

При этом налоговые агенты исчисляют, удерживают у налогоплательщика (должника) и перечисляют в бюджет сумму НДС (п. 1 ст. 24 НК РФ). Счета-фактуры в таком случае составляются также налоговыми агентами. Таким образом, организация-должник самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДС не должна, эти обязанности за нее будет выполнять организация, продающая имущество с торгов. Уплатить НДС налоговый агент должен после удовлетворения требований всех кредиторов.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признают полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относят доходы от реализации товаров работ, услуг и имущественных прав.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 247 НК РФ и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Закон не признает налоговыми агентами по налогу на прибыль специализированную организацию, уполномоченную реализовать имущество российской организации-банкрота.

Таким образом, с прибыли, которая будет получена от реализации недвижимого имущества на торгах, налог на прибыль необходимо уплатить организации-банкроту.

Налог на имущество организаций

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств и в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 1 ст. 374 НК РФ.

Таким образом, недвижимость, переданная специализированной организации для продажи с торгов, продолжает облагаться налогом на имущество у организации-должника вплоть до того момента, пока она не будет продана.

Примечание. Виды финансовой несостоятельности

Финансовую несостоятельность можно разделить на несколько видов:

Реальное банкротство. Предприятие не способно восстановить свою кредитоспособность и выполнить обязательства по платежам.

Техническое банкротство. Просрочки по дебиторской задолженности значительно превышают размеры задолженности кредиторской. При этом сумма активов существенно больше, чем финансовые обязательства предприятия. Грамотное антикризисное управление исправит ошибки.

Умышленное (криминальное) банкротство. Компания искусственно создает несостоятельность. Например, руководство преднамеренно увеличивает неплатежеспособность или заведомо некомпетентно управляет хозяйством. Подобным способом происходит недружественное слияние или поглощение предприятий.

Фиктивное банкротство. Фирма вводит в заблуждение кредиторов ложным объявлением о несостоятельности. Цель такого "трюка" - получить отсрочку по платежам и кредитным обязательствам или добиться уменьшения суммы кредиторской задолженности. Законом такие действия запрещены и уголовно наказуемы.

Какие ошибки приведут к банкротству:

Неэффективное распределение бюджета и непродуманное стратегическое планирование. Если нет системы планирования распределения бюджета, менеджеры фирмы не могут прогнозировать хозяйственную деятельность, не в состоянии составить грамотный баланс между расходами и доходами фирмы. В результате невозможно своевременно сверить фактические результаты с планами компании и не допустить негативных изменений.

Ошибочное формирование стоимости реализуемых товаров и услуг, жесткая конкуренция на рынке. Подобные проблемы возникнут, если предприятие чересчур активно увеличивает собственную долю рынка или внедряет новые услуги и продукты. Как правило, при таких условиях сознательно занижается стоимость продукции. Не исключены ошибки маркетологов при изначальном расчете стоимости производства товара.

Какие факторы учесть, чтобы избежать банкротства:

Объем собственных средств предприятия и готовность кредитных организаций в финансировании фирмы. Если компания имеет слишком малый для нормальной финансовой деятельности уровень оборотных активов, это приведет к нарушению баланса собственного и заемного капитала.

Уровень активов, задействованных в обороте организации, и качество денежного потока. Слишком стремительное и активное расширение предприятия резко снизит уровень задействованных в обороте активов. Чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы, также может стать причиной банкротства.

Рентабельность организации и финансовая устойчивость. Значительное ухудшение финансового состояния может наступить по каким-либо причинам неплатежеспособности.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции. Товар не сможет конкурировать на рынке, если цена его необоснованно высока, а качество низкое. Причиной может быть устаревшее оборудование или технический цикл производства.

Согласно которой операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом обложения НДС.

Все вроде бы понятно и хорошо: в статье 39 Налогового кодекса РФ дано определение «реализации товаров (работ, услуг)», Федеральным законом от26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) закреплено понятие несостоятельности, определен круг лиц, признаваемых должниками для целей Закона о банкротстве (ст. 2 Закона).

Проблем в понимании налоговых последствий в части НДС при реализации должниками конкурсной массы не возникает: такие операции объектами обложения НДС не являются.

Сложнее дело обстоит в случае, если организация-банкрот хозяйственную деятельность не прекратила и продолжает производить и реализовывать товары (продукцию), находясь в процедуре конкурсного производства. Отметим, что возможность сохранения должником текущей хозяйственной деятельности в конкурсном производстве прямо предусмотрена Законом о банкротстве (ст. 129).

В последнем случае ФНС России и Министерство финансов РФ единогласны: операции по реализации имущества, в том числе изготовленного банкротом в ходе текущей производственной деятельности, объектом обложения НДС не являются (Письма Минфина РФ от 21.03.2017г. №03-07-11/16025, от 26.01.2017г. №03-07-14/3700, Письмо ФНС России от 05.07.2017г. №СД-4-3-13059@).

Обосновывают свою позицию указанные органы тем, что согласно пункту 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Каких-либо исключений для продукции, производимой должником в ходе текущей производственной деятельности в конкурсном производстве, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. В связи с чем, норма пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяется как на реализацию имущества, являющегося конкурсной массой должника, так и на имущество, являющееся продукцией, произведенной им в ходе текущей хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, указанный подход вызывает, по меньшей мере, непонимание с позиции толкования пп. 15 п. 2 с. 146 НК РФ в свете применения принципа равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ).

В любом случае возникновения спора между сторонами разрешение его будет верным только тогда, когда применение нормы согласуется как с общеправовыми, так и с принципами соответствующей отрасли права. Для налогового права один из основополагающих принципов – это принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.

В определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2014г. №1579-О указано, что в силу ст. 19 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, которые исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения.

Ранее, в постановлении от 22.06.2009г. №10-П Конституционный Суд РФ подчеркивал, что в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Применяя принцип равенства при толковании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в случае реализации банкротами имущества в конкурсном производстве, приходим к следующим выводам.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

ФНС России (письмо от 17.08.2016г. №СД-4-3/15110@), Министерство Финансов РФ (от 21.03.2017г. №03-07-11/16025, от 21.05.2015г. №03-07-11/29287, от 06.05.2015г. №03-07-11/26074, от 30.10.2015г. №03-07-14/62525, от 06.05.2015г. № 03-07-11/26074, от 07.04.2015 N 03-07-14/19390, от 19.03.2015 N 03-07-11/14996 и др.) в многочисленных письмах последовательно придерживаются позиции, что операции по реализации выполненных работ, оказанных услуг должниками, признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) под действие пп. 15 п.2 ст. 146 НК РФ не попадают. В связи с чем такие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) должниками-банкротами, облагаются НДС в общем порядке.

Таким образом, с позиции налогового органа, в случае, если основным видом хозяйственной деятельности должника, признанного в соответствии с действующим законодательством РФ несостоятельным (банкротом) и продолжающего хозяйственную деятельность является оказание услуг или выполнение работ, то реализация банкротом таких работ (услуг) его контрагентам в ходе текущей деятельности должна осуществляться в общем порядке и облагаться НДС на основании п. 1 ст. 146 НК РФ.

Такой продавец-банкрот обязан выставлять покупателям услуг (работ) счета-фактуры с выделением НДС в порядке ст. 169 НК РФ, а контрагенты такого банкрота, на основании ст. 169, 171, 172 НК РФ вправе претендовать на получение вычета НДС из бюджета по таким счетам-фактурам.

В случае же совершения операций по реализации имущества такого должника-банкрота, являющегося продукцией, производимой банкротом в ходе текущей хозяйственной деятельности, НДС с такой операции исчисляться не должен по правилам пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Принимая приведенную позицию Минфина РФ, ФНС России, получаем модель правоприменения, при которой к одним и тем же экономическим процессам (а именно к реализации товаров, работ, услуг (ст. 39 НК РФ) в рамках текущей хозяйственной деятельности в конкурсном производстве) в отношении одних и тех же субъектов правоотношений (банкроты) применяется различный подход к налогообложению.

Однако объективных экономических, правовых или иных различий между сохранившим текущую деятельность банкротом, который в качестве основной деятельности реализует работы (услуги) и тем, который реализует продукцию (товары) - нет.

Экономическая суть правоотношений по реализации производимых (оказываемых, выполняемых) продукции (услуг, работ) банкротом в ходе текущей деятельности – едина: создание материального (нематериального в случае услуг) блага, его реализация третьему лицу.

Указанное противоречие говорит о том, что позиция ФНС России и Минфина РФ о распространении пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ на правоотношения по реализации продукции, изготовленной банкротом в ходе текущей хозяйственной деятельности в конкурсном производстве, ошибочна, поскольку фактически ставит банкротов в неравное положение с точки зрения налогообложения одинакового финансового результата, что противоречит принципу равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ).

По нашему мнению, норма пп. 15 п.2 ст. 146 НК РФ сформулирована законодателем исключительно для случая реализации имущества (имущественных прав), входящих в конкурсную массу банкрота. Только при таком толковании сохраняется единый подход к налогообложению для любого банкрота, каким бы видом деятельности он не занимался, что согласуется с нормой п.1 ст. 3 НК РФ. В связи с чем, реализация имущества (имущественных прав), составляющего конкурсную массу банкротов и не являющегося продукцией, изготовленной должником в ходе текущей деятельности, НДС не облагается вне зависимости от вида хозяйственной деятельности банкрота. А операции по реализации товаров, являющихся продукцией, изготовленной банкротом в ходе своей текущей деятельности в конкурсном производстве, осуществляются и подлежат налогообложению в общем порядке, т.е. с НДС.

Косвенное подтверждение изложенной позиции находим в судебной практике, существовавшей до введения в действие пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

До 01.01.2015 г. при реализации банкротом имущества обязанность по уплате НДС возлагалась на покупателя такого имущества как налогового агента (пункт 4.1 ст. 161 НК РФ).

Согласно п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Такой порядок уплаты НДС приводил к необоснованному приоритету интересов бюджета (в лице ФНС России) перед иными кредиторами, поскольку НДС поступал в бюджет в обход установленной Законом о банкротстве очередности.

О недопустимости применения такого порядка высказался ВАС РФ в п. 1 постановления Пленума от 25.01.2013г. №11 «Об уплате НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом» (далее – Постановление ВАС РФ №11), фактически установив в рассматриваемых правоотношениях приоритет Закона о банкротстве перед нормами Налогового кодекса РФ. Впоследствии указанный подход поддержан и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2013 №10481/13.

С целью устранения сложившейся ситуации и недопущения приоритетного удовлетворения требований ФНС перед иными кредиторами и был введен пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, исключивший из объектов налогообложения НДС реализацию «банкротного» имущества должников.

Подчеркнем, что Постановление Пленума ВАС РФ №11, обозначившее упомянутую проблему, говорит именно о конкурсной массе, но не о продукции, производимой должником в ходе текущей деятельности.

Судебная практика применения п. 4.1 ст. 146 НК РФ (с учетом Постановления Пленума ВАС РФ №11) также свидетельствует о том, что специальный порядок исчисления и уплаты НДС распространялся исключительно на имущество (имущественные права) банкрота, составляющие конкурсную массу, а к реализации имущества, являющегося продукцией, изготовленной в ходе текущей деятельности банкрота, применению не подлежал. (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2015г. по делу №А57-8733/2014, Определением Верховного Суда РФ от 15.07.2015г. №306-КГ15-7203 отказано в передаче жалобы в для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014г. по делу №А57-8732/2014).

Таким образом, целью введения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ являлось устранение перекоса правового регулирования именно в отношении реализации конкурсной массы банкротов.

В связи с чем, считаем возможным сделать вывод, что воля законодателя при формулировании нормы пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ направлена не на исключение из объектов налогообложения реализации любого имущества в ходе текущей деятельности банкрота, а на исключение из объектов налогообложения НДС операций по реализации только конкурсной массы.

К сожалению, судебной практики, касающейся вопроса применения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в ситуации реализации банкротом имущества, являющегося продукцией, произведенной в ходе его текущей деятельности, на сегодняшний день нет. В связи с чем, несмотря на имеющиеся разъяснения Минфина РФ и ФНС России, споры между налогоплательщиками и налоговыми органами остаются. Ведь, как известно, письма Минфина РФ и ФНС России статусом нормативно-правовых актов не обладают.

Со временем судебная практика естественно появится. Хочется надеяться, что она избежит однобокого подхода, и позиции судов относительно толкования пп. 15 п.2 ст. 146 НК РФ, помимо прочего, будут учитывать принципы налогового законодательства РФ.

Введена в действие с 01.01.2015г. Федеральным законом от 24.11.2014г. №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».