Особенности финансирования бюджетного учреждения в медицине. Система финансирования здравоохранения и медицинское страхование. обязательного медицинского страхования

Общие положения финансирования

Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финансовыми ресурсами для оказания населению качественной и доступной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.

Финансовая система – совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства.Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.

Финансирование – обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и др.

В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая – бесплатная , за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая – платная , за счет средств граждан, предприятий и других источников.

Основные источники финансирования:

Средства бюджетов всех уровней;

Средства ОМС;

Средства государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

Средства ДМС;

Доходы организаций от предпринимательской деятельности;

Добровольные взносы и пожертвования

И другие не запрещенные законом поступления

В соответствии с новым законом о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на три типа: казенные, автономные, бюджетные. Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона - с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г.

Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Перечень казенных учреждений будет ограничен.

В их число войдут:

Ø разнообразные военные ведомства,

Ø следственные изоляторы,

Ø исправительные учреждения,

Ø психиатрические больницы,

Ø лепрозории

Новые бюджетные учреждениябудут финансироваться на основе государственного задания (госзаказа) в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. 0



К новым бюджетным учреждениям будут отнесены медицинские учреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности. Оно избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Большинство организаций здравоохранения являются бюджетными учреждениями , то есть государственными (муниципальными) учреждениями, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) заданий, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Особенностью большинства бюджетных организаций здравоохранения является то, что они финансируются как непосредственно из бюджета собственника (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов (Федерального и территориального фондов ОМС, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ).

Важным источником финансирования здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).

Определенную роль в финансировании здравоохранения играет Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основными задачами Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих, национального проекта «Здоровье» и др.

В настоящее время за счет средств социального страхования оплачивается санаторно-курортное лечение участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, медицинская реабилитация пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, санаторно-курортное лечение детей, долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и других заболеваний, в специализированных санаториях (отделениях). С 2006 года из средств фонда социального страхования финансируются родовые сертификаты, являющиеся источником дополнительного финансирования акушерской службы, а также углубленные медицинские осмотры работников промышленных предприятий, связанных с вредными условиями труда.

Наряду с ассигнованиями, выделяемыми из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, бюджетные учреждения здравоохранения имеют дополнительные источники доходов (внебюджетные средства) , которые они получают от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан за выполнение различных видов медицинских услуг. Привлечение этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя организации здравоохранения.

Согласно действующему законодательству в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения выделяют четыре вида внебюджетных средств :

  1. Средства от оказания платных услуг - основной источник внебюджетных средств бюджетных организаций, включает доходы, получаемые от производства и реализации медицинских товаров и платных медицинских услуг. По этим средствам составляется смета доходов и расходов, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером бюджетной организации здравоохранения.
  2. Депозитные - денежные средства, поступающие во временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги (при проведении аукционов), денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в больничных учреждениях, заработная плата работников, находящихся в командировке и т.д.
  3. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования – к ним относятся денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций. Например, суммы благотворительной помощи, добровольные пожертвования, стоимость имущества, безвозмездно переданного учреждениям здравоохранения и др.
  4. Средства от иной приносящей доход деятельности - денежные средства, не входящие в предыдущие группы (плата за больничное общежитие, пансионат, оплата за сервисные услуги, не относящиеся к платным медицинским услугам и др.).

В отношении этих видов внебюджетных средств права руководителей бюджетных учреждений ограничены. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из депозитов на текущие потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и др.

Финансированием называется любое предоставление финансовых ресурсов экономическим субъектам ­отраслям и сферам хозяйства страны, регионам, предприятиям, предпринима­телям, населению и его отдельным группам, а также целевое выделение таких средств для осуществления программ или экономических и социальных ме­роприятий.

Говоря о финансировании, часто привязывают его к источникам финансо­вых ресурсов:

Бюджетным финансированием называют финансирование из средств бюджетов государства, регио­нов, муниципалитетов.

Самофинансирование – этофинансирование экономической деятельности из собственных источников.

В ряде случаев финансирование одной организа­ции, фирмы может осуществляться другой организацией или фирмой, кото­рую называют спонсором. Спонсор может предоставлять денежные сред­ства:

· на безвозмездной, благoтворительной основе,

· и в форме кредита, подлежащего возврату и еще и с процентами.

Финансовые ресурсы ЛПУ различаются по:

1. источникам формирования

a. внутренние и

b. внешние;

2. срокам

a. долгосрочные (в форме основных средств) и

b. краткосрочные (текущей деятельности);

3. принадлежности

a. собственные и

b. заемные.

Собственные средства - это сумма денежных ресурсов, которые находятся в хозяйственном обороте и принадлежат ЛПУ.

Заемные или привлеченные - это денежные ресурсы, которые временно находятся в распоряжении наряду собственными средствами, но не принадлежат медицинскому учреждению.

Источники заемных средств - кредиты, собственные долговые обязательства.

Источники собственных средств - уставный капитал, добавленный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.

С целью равномерного включения пред­стоящих расходов в издержки производства или обращения в организациях должны создаваться резервы. ЛПУ может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков сотрудникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждения по итогам работы за год, на ремонт основных средств, покрытие иных предвиденных затрат и на другие цели, предусмот­ренные законодательством РФ.

Внешние источники финансирования - это теку­щие, периодические поступления денег или других видов денежных средств на счета медицинских организаций в виде оплаты оказывае­мых услуг, разных видов финансовой помощи, субсидий, кредитов, которые служат основными источниками пополнения финансовых ресурсов;

Внутренние источники финансирования - накопленные собственные денежные средства.

К основным внешним источникам финансирования медицинского учреждения относятся:

1. средства бюджетов всех уровней,

2. средства ОМС,

3. средства юридических лиц,

4. средства общественных организаций,

5. личные средства граждан,

6. иные источники, не запрещенные законодательством.

К собственным денежным средствам относятся:

1. деньги на счетах в банках и в кассе,

2. ценные бумаги (акции, облигации, векселя, приобретенных на финансовых рынках, и самостоятельно выпущенные ценные бумаги);

3. средства, находящихся в обороте,

4. ликвидные средства в виде естественных ценностей, которые могут быть легко обращены в деньги пу­тем продажи.

4. Особенности отдельных источников финансирования учреждений здравоохранения .

Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется в соответствии с законом РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Внешние источники финансирования здравоохранения РФ (рис. 1.1):

1. Средства бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ и местных - муниципальных) - это финан­сирование в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно вы­деляемых для финансового обеспечения деятельности бюджетных лечебно-­профилактических учреждений.

Различают:

· прямое финансирование – это непосредственное выделение денежных средств, поступающих на счет медицинской организации.

· косвенное финансирование – это предоставление налоговых льгот, полное или частичное освобождение от платежей в бюджет, получение дотаций в виде возможности приобретения товаров по ценам, ниже рыночных, предоставление бесплатных услуг, снижение таможенных пошлин.

Прямое финансирование применяется по отношению к государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям.

Косвенное бюджетное финансирование применяется по отношению к государственным, муниципальным и так же частным лечебно-профилактическим учреждениям. Им предоставляются налоговые льготы, сдаются в аренду объекты государственной и муниципальной собственности по льготной цене, выделяются земельные участки.

2. Средства обязательного медицинского страхования - представляют одну из разновид­ностей финансов внебюджетных социальных фондов. Признаки:

· средства ОМС со­здаются в государственно-установленном порядке посредством нормативных отчислений из фонда оплаты труда любых организаций,

· представляет собой перераспределение де­нежных средств, при котором часть средств, заработанных трудовыми коллек­тивами, работниками, изымается из фонда оплаты труда и направляется во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования.

· в последую­щем эти денежные средства передаются лечебно-профилактическим учрежде­ниям в виде оплаты оказываемых ими населению медицинских услуг.

3. Средства юридических лиц - финансирование организаций здравоохранения со стороны предприятий, организаций, учреждений, предпринимательских структур разных отраслей и форм собственности. Осуществляется в разных формах.

Это может быть:

· финансирование посредством добровольного медицинского страхования работников данного предприятия за счет средств предприятия через государственную или частную страховую компанию. В та­ком случае финансирование проводит страховая компания в пределах и на условиях, установленных договором страхования;

· финансирование посредством оплаты оказанных услуг . В этом случае предприятие заключает прямой договор с организацией здравоохранения об оказании ме­дицинских услуг работникам предприятия на платной основе.

· финансирование путем перечисления благотворительных взносов. Предприятия и предприниматели, обладающие свободными денежными сред­ствами, выступают в роли меценатов, благотворительных организаций, спонсоров, предоставляющих финансовые ресурсы лечебно-профилактическим учреждениям путем прямого перечисления, в виде льготных кредитов или на иных приемлемых условиях.

4. Средства общественных организаций – это финансирование медицинских организаций путем перечисления благотворительных взносов общественными организациями (добровольными обществен­ными объединениями, ассоциациями, фондами, религиозными организация­ми, партиями, благотворительными организациями, отечественными и зарубежными).

Финансирование происходит путем безвозмездного перечисления денежных средств определенным организаци­ям здравоохранения для целевого использования по назначению, установлен­ному владельцами выделяемых средств.

5. Личные средства граждан - являются значительным субъектом финансирования медицинских органи­заций со стороны населения в лице граждан, заботящихся о собственном здоровье и о здоровье членов семьи, близких людей.

Финансирование происходит путем:

· добровольного страхования здоровья, передавая денежные средства через страховые компании организациям здравоохранения в соответствии со страховым полисом,

· оплаты медицинских услуг , приобре­таемых лекарственных средств и других средств лечения,

· перечисления благотворительных взносов организациям здравоохра­нения.

6. Иные источники, не запрещенные действующим законодательством - организации здравоохранения могут привлекать денежные средства в виде кредитов, ссуд , предоставляемых кредитными учреждениями (банками и другими финансовыми институтами) на определенный срок на возмездной основе, под проценты.

Кроме того, ЛПУ могут пополнять собственные средства.

Источники пополнения собственных средств организаций здравоохранения :

1. отчисления из полученной учреждением прибыли от коммерческой деятельности (разность между доходами от деятельности и затратами на нее),

2. амортизационные отчисления (часть дохода организации, выделяемая на становление износа основных средств).

Следует стремиться, чтобы пополнение собственных средств возмещало их расходование или даже превышал­о его, так как величина собственных средств - важный критерий устойчивос­ти организации, учреждения.

Этому способствуют:

· рациональное использование финансовых ресурсов , при котором собственные средства не только не умень­шаются, но увеличиваются;

· если медицинская организация не получает прямой прибыли от основной деятельности, функционирует как некоммер­ческая организация, она способна наращивать собственные средства путем экономии, снижения расходов труда, материалов, энергии, оборудования за счет рациональной организации лечебного процесса;

· осуществление , наряду с основной деятельностью, финансируемой из внешних источников, дополнительной профильной деятельности , приносящей доходы, способно повышать объем располагае­мых финансовых ресурсов, повышать финансовую устойчивость, увеличивать оплату труда персонала.

ВВЕДЕНИЕ.. 2

2 Источники финансирования здравоохранения в РФ... 3

3 Законодательная база финансирования здравоохранения.. 6

4 Порядок финансирования здравоохранения.. 10

из основных источников.. 10

4.1 Бюджетное финансирование здравоохранения.. 10

4.2 Медицинское страхование.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 18

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико.

Общественное здоровье есть основа экономического и социального процветания страны, главная составляющая ее ресурсного потенциала. С состоянием здоровья тесным образом связана безопасность страны, эффективность, качество трудовой деятельности, воспроизводство трудового потенциала. Глобальные стратегические интересы России настоятельно требуют поддержания и укрепления здоровья ее населения, показатели которого имеют тенденции к снижению.

Здоровье выступает не только как фактор, ресурс, общественного воспроизводства, но и в качестве потребителя экономических ресурсов. Первостепенной задачей государства в этой области является обеспечение здравоохранения необходимыми экономическими ресурсами, в связи с чем тема здравоохранения является актуальной.

В первой части данной работы рассматриваются источники финансирования здравоохранения в РФ. Вторая часть посвящена изучению законодательной базы по функционированию основных источников. В третьей части рассмотрены процедуры финансирования здравоохранения в РФ из основных источников.


Цель работы: оценить сложившуюся систему финансирования здравоохранения в России. В связи с этим нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть законы, определяющие порядок финансирования здравоохранения;

2. Изучить схемы финансирования из основных источников.

1 Источники финансирования здравоохранения в РФ

Главное назначение экономики заключается в том, чтобы обеспечивать людей средствами существования и поддерживать необходимые людям условия существования. Основным условием существования человека служит его здоровье, поэтому поддержание здоровья людей правомерно рассматривать как одну из определяющих задач экономики.

Государство участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. Государство понимается при этом в широком смысле и охватывает органы законодательной и исполнительной власти разных уровней. Основными функциями, выполняемыми государством, являются:

1. Регулирование деятельности в сфере здравоохранения

2. Производство услуг

3. Финансирование оказания медицинской помощи населению

Во времена советской экономики финансирование учреждений, организаций здравоохранения, которые в то время практически сплошь были государственными, осуществлялось из средств государственного и местного бюджетов . По мере становления рыночных отношений России бюджетные ресурсы стали только одним из источников финансирования, наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования и другими источниками.

Источником финансирования системы здравоохранения (статья 10 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ») в РФ являются: бюджетные средства, средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные законные источники.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, являющиеся самостоятельными некоммерческими организациями . Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Эти средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. В настоящее время Закон Российской Федерации «О страховых тарифах взносов в фонд социального страхования Российской Федерации, в государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает взнос в фонд обязательного медицинского страхования -3,6 % (3,4% идет в территориальный фонд - ТФОМС, 0,2% идет в Федеральный Фонд - ФФОМС) по отношению к фонду оплаты труда и менее 10% всех средств социального страхования.

Порядок уплаты страховых взносов устанавливается Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (1993), Инструкцией "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование" (1993). Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью , предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы; Советы Министров республик в составе РФ; органы государственного управления автономных образований, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные администрации.

От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления автономных образований, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местных администраций за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы.

Участие в программах добровольного медицинского страхования не регламентируется государством и зависит от потребностей и возможностей страхователя.

3 Порядок финансирования здравоохранения

из основных источников

3.1 Бюджетное финансирование здравоохранения

Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения все еще составляют значительную часть общего объема ассигнований на медицинские нужды. На здравоохранение выделяется примерно 3% федерального бюджета РФ. В централизованно управляемой советской экономике господствовал в основном нормативно - затратный подход в бюджетировании здравоохранения. Основная идея этого подхода, который частично сохранился до наших дней, состоит в том, что проектная величина бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые принимаются на минимально допустимом уровне.

При подобном подходе определяемые годовые затраты медицинских учреждений на очередной год рассчитывается путем составления смет расходов со сведением их воедино по трехуровневой системе. Вначале составляют сметы затрат на уровне медицинских учреждений: поликлиник, стационаров, исследовательских, управленческих и других организаций.

Затем составляются сводные проектные сметы расходов на здравоохранение в масштабе территории, образующие часть проекта территориального (местного) бюджета.

Представленные выше в общем виде процедуры определения необходимых на функционирование здравоохранения финансовых ресурсов на основе сметных калькуляций дает возможность оценить суммарную годовую потребность отрасли в денежных средствах так как годовая потребность удовлетворяется с использованием не только бюджетных ассигнований, но и из других источников, то собственно бюджетные ассигнования федерального и регионального уровней определяются следующей зависимостью

БА=ГП-ОМС-ДМС-КД-БВ-ДИ,

Где БА-суммарные ассигнования на здравоохранение из средств бюджета, ГП - общая потребность на ресурсы для финансирования бюджетных медицинских учреждений, ОМС - годовой объем финансирования бюджетных организаций за счет средств обязательного медицинского страхования, ДМС - годовой объем финансирования финансирования бюджетных организаций за счет добровольного медицинского страхования, КД - годовые доходы бюджетных медицинских организаций, БВ - годовой объем благотворительных взносов, ДИ - объем годового финансирования из дополнительных источников.

Возможен и иной способ бюджетирования расходов на здравоохранение, при использовании которого вначале определяется общая, суммарная величина бюджетных ассигнований в масштабах страны или региона, которая затем распределяется по территориям, городам, медицинским учреждениям с учетом их потребности в ресурсах. Суммарная величина бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения в масштабе страны определяется по формуле

Где а-доля общих расходов на нужды здравоохранения, которую принимает на себя бюджет, Н - население страны, N- средний норматив годовых затрат на охрану здоровья в расчете на одного человека

Таковы в общем представлении схемы формирования бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на нужды здравоохранения, которые постоянно изменяются, совершенствуются с учетом общего финансового состояния страны. Довольно часто наблюдается сочетание схем бюджетирования.

3.2 Медицинское страхование

Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования можно увидеть в Приложении1.

Чтобы нагляднее представить функционирование обязательного медицинского страхования , рассмотрим действие бюджетно-страховой модели на уровне региона - субъекта РФ.


Рис 2. Взаимодействие участников медицинского страхования

Органы исполнительной власти являются страхователями при ОМС для неработающего населения, страхователями работающего населения являются работодатели. Также органы исполнительной власти составляют территориальную программу ОМС с региональными органами управления здравоохранения.

Территориальные фонды ОМС занимают центральное место в системе, поскольку ими осуществляется аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

Страховые медицинские организации получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. Страховую деятельность данные организации осуществляют на заключении 4 групп договоров:

1. Договоры со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС.

2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС

3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых гражданам.

4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, то есть полисы ОМС

Существуют некоторые особенности организации ОМС в современных условиях. В силу сложности и большой раздробленности процесса финансирования медицинского страхования в регионах сложились собственные модели организации ОМС на сегодняшний день можно назвать еще две модели организации ОМС.

Первый вариант представляет собой схему, при которой страхованием граждан занимаются не только страховые медицинские организации, но и филиалы ТФОМС. Эта схема является наиболее распространенной, так как далеко не в каждом административном районе субъекте работают страховые медицинские организации.

Второй вариант полным отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций их функции взяли на себя ТФОМС.

В ряде регионов законодательство выполняется только в части сборов страховых взносов за работающее население. Собранными средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранения, напрямую финансируя лечебные учреждения.

Рассмотренная модель страхования содержит в себе организационные и экономические основы рационального финансирования системы здравоохранения, повышения качества медицинских услуг.

Обеспечивает застрахованным гражданам возможность получения за свой сет дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

Рассмотрим способы оплаты медицинской помощи в России. При традиционном способе оплаты медицинское учреждение выставляет счет клиенту. Клиент оплачивает счет и представляет его в страховую компанию, которая компенсирует расходы на лечение. Возможен вариант, когда клиент, получив счет, направляет его страховщику для оплаты.


Рис 3. Традиционный метод оплаты медицинской помощи по ДМС

Более распространенным является способ оплаты медицинских услуг без участия застрахованного клиента, когда медицинское учреждение направляет счет на оплату предоставленных услуг непосредственно страховой компании


Рис 4. Оплата медицинской помощи по ДМС без участия застрахованного клиента

Участие в программах ДМС не регламентируется государством и зависит от потребностей и возможностей страхователя. В связи с высокими страховыми тарифами и незаинтересованностью населения в добровольном медицинском страховании, данный вид страхования не является широко распространенным.

Таким образом, главные источники финансирования здравоохранения в РФ-бюджет (примерно половина расходов на охрану здоровья), средства, получаемые от ОМС и ДМС. По словам министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, «уровень финансирования здравоохранения в России крайне недостаточен».

Проблему недостаточного финансирования отрасли не смогла решить и система обязательного медицинского страхования. Основные средства от обязательного медицинского страхования сосредотачиваются в регионах, где наиболее высокая заработная плата , где наибольшее число работоспособного населения и соответственно меньшая потребность в медицинской помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, после реформы 1993 г. сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. Главными источниками финансирования медицинских учреждений являются бюджет и фонды обязательного медицинского страхования. В этой области существует обширная законодательная база. В 1991 году принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» порядок уплаты страховых взносов определяется также в положения и инструкциях.

Проектная величина затрат бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые принимаются на минимально допустимом уровне. В силу сложности и большой раздробленности процесса финансирования медицинского страхования в регионах сложились собственные модели организации ОМС. Оплата медицинской помощи по ДМС может осуществляться как с участием, так и без участия застрахованного клиента. Спрос на ДМС определяется желанием получить качественную медицинскую помощь и высокий уровень обслуживания, однако не так много желающих заключить договор ДМС из-за высоких страховых тарифов.

Оценивая существующие источники финансирования охраны здоровья, можно сказать, что существующие источники финансирования здравоохранения не могут обеспечить медицинские учреждения финансовыми средствами в достаточном объеме. Данную проблему не смогла решить и система обязательного медицинского страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Управления и экономика здравоохранения: Учебное пособие.-М:ГЭОТАР-МЕД,2002.-382с

Экономика социальной сферы: Учебное пособие.-М: ГУВВИШЭ,2003.-367с

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Особенности обязательного

и добровольного медицинского страхования в РФ

Критерии различия

Обязательное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование

Вид деятельности

некоммерческое

коммерческое

Вид страхования

социальное страхование

личное страхование

По охвату населения

Всеобщее или массовое

Индивидуальное или групповое

Регламентируется законом

«О медицинском страховании граждан в РФ»

«О страховании» и законом «О медицинском страховании граждан в РФ»

Правила страхования

определяются государством

определяются страховыми организациями

Страхователи

работодатели, государство

физические и юридические лица

Источник средств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В российской Федерации очень высокую позицию занимает вопрос о здравоохранении. В то время, как данный вопрос в европейских странах решается рационально и последовательно, в России он требует большего вмешательства и значимых управленческих решений. Развитие экономики страны немало зависит от здоровья населения. Как и любой процесс в экономике, здравоохранение подлежит финансированию. Поэтому тема здравоохранения достаточно актуальна в настоящее время. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует тщательного переосмысления с позиции дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные соплатежи населения не могут рассматриваться как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из «тени».

Целью данной работы явилось изучение современного состояния системы здравоохранения РФ и выявление основных тенденций реформирования системы финансирования здравоохранения.

Задачи работы:

Изучение понятия, структуры, типов и порядка функционирования системы финансирования здравоохранения;

Анализ настоящего состояния медицинской помощи населению, его финансирования;

Рассмотрение основных проблем и перспектив системы финансирования здравоохранения.

Объектом исследования является финансирование бюджетной сферы Российской Федерации.

Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования системы обязательного медицинского страхования, отражены типы и структура финансирования системы здравоохранения.

Вторая глава посвящена характеристике бюджетного фонда ОМС РФ. Во второй главе проведен детальный анализ финансовой программы.

Третья глава посвящена основным проблемам финансирования, их решениям. Так же рассмотрены перспективы развития здравоохранения РФ.

1. Основы финансирования здравоохранения РФ

1.1 Структура системы здравоохранения

Всякие управления, а так же системы для разделения и улучшения процесса деятельности имеют свою собственную структуру. Структура системы здравоохранения строится по принципу «вертикали», которая состоит из некоторых уровней. Соответственно от малого, до более масштабного. Младший уровень подчиняется выше стоящему.

«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает в себя следующие уровни:

1. министерский (федеральный)

Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет, означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний. Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около 4% коечного фонда страны .

Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.

2. региональный (крупные центры и города)

Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) в 1993г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, в контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.

Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения - инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70% диагностических центров .

3. местный (муниципальный)

Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения. Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты .

Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.

Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.

В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:

Федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);

Органы и учреждения государственной системы ОМС;

Частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);

Общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности .

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

1. Лечебно-профилактические.

2. Охраны материнства и детства.

3. Санитарно-эпидемиологической службы.

4. Санаторно-курортные.

5. Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.

6. Аптечные.

7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.

8. Образовательные и научно-исследовательские.

1.2 Типы систем финансирования охраны здоровья

Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам: по источнику формирования средств и по форме их распределения.

Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.

Признаками формирования источников являются:

1. Типы систем по источнику финансирования.

Источниками финансирования могут быть:

Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты. Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.

Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, так как является лишь дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения считается незначительной.

Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями. Системы, основанные преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного медицинского страхования. Иногда их называют системами социального страхования. В большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в РФ, эти системы получили распространение в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования, то есть как бюджетно-страховые системы.

Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).

Ни в одной стране не существует в чистом виде бюджетной, страховой или частной системы финансирования. Системы финансирования здравоохранения основаны на доминирующем источнике финансирования.

2. Типы систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями).

Интеграционная модель - предполагает слияние функций финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских организаций принадлежит государству или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной. Теоретически интеграционная модель экономических отношений обеспечивает высокую степень управляемости системой. На практике для этого требуется множество условий, главные из которых - это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы.

Недостатки модели - это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков. Поэтому интеграционную модель экономических отношений стали преобразовывать в контрактную модель на основе разделения функций финансирования и оказания медицинской помощи.

Контрактная модель - предполагает выбор гражданами медицинской организации и врача. Утверждается принцип «деньги следуют за пациентом». Практически этот принцип может осуществляться двумя способами. Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.

В странах с контрактной моделью расходы выше, по сравнению со странами с интеграционной моделью. Условие их оправданности - обеспечение более высоких конечных показателей деятельности здравоохранения и экономии ресурсов.

Чем больше степень независимости сторон, тем шире возможности осуществления контрактной модели. В бюджетной системе трудней обеспечить эту независимость, поскольку чаще всего основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. В системе ОМС потенциал реализации контрактной модели в принципе выше.

1.3 Формы финансирования системы здравоохранения и их развитие

В настоящее время сформировались три организационно-правовые формы:

1. Бюджетная. Сущность такого финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю государством и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится по довольно длинной цепочке: бюджет - главный распорядитель бюджетных средств -распорядитель бюджетных средств - получатель бюджетных средств (бюджетополучатель).

Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета государства лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет государственного бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения с экономической точки зрения представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней - материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств. Отношения по бюджетному финансированию опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от бюджета до получателя бюджетных ассигнований;

2. Страховая. Существуют две формы страховых платежей: страховые взносы и страховые налоги.Страховые взносы (премии) вносятся клиентом непосредственно в страховой фонд (кассу, компанию) в обмен ни гарантийный документ(полис). Взнос обычно предполагает право клиента на выбор МСО.Страховые налоги являются обязательными установленными государствомцелевыми сборами, которые изымаются при выплатах зарплаты или вносятся по декларации о доходах. Разные страны используют разные формы страховых платежей.

3. Коммерческая. Сущность этой формы заключена во вкладе бюджета физического лица в осуществление какой-либо деятельности, в дело предприятия или организации. При этом, возврат денежных средств невозможен.

Но большинство учреждений здравоохранения применяет смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования. Так как эта форма наиболее распространена и зарубежом. Она считается наиболее удобной и имеет наименьшие финансовые риски и потери. Коммерческая форма также используется в РФ, но для более конкретных частных предприятий, для заключения договоров между физическими (юридическими) лицами либо организациями.

Нужно отметить, что организация страховой медицины в России основана на опыте многих развитых стран. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что в странах с рыночной экономикой сложилось два типа систем финансирования здравоохранения:

Американская, основанная на самообеспечении населения в случае болезни;

Западноевропейская, которая основана в значительной степени на общественных фондах страхования.

2. Анализ финансирование системы здравоохранения в России за 2009-11гг

2.1 Оценка источников финансирования системы здравоохранения в РФ

До перехода на медицинское страхование существовало жесткое бюджетное финансирование, не отвечающее повышенным потребностям населения.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений. Ниже на рисунке 1 представлены источники финансирования в схеме.

Рисунок 1 Источники финансирования здравоохранения в России

В настоящее время наиболее распространёнными источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

1. Бюджетные средства - средства федерального бюджета, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней

2. Средства системы ОМС, поступающие от государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов.

3. Внебюджетные средства - средства добровольного медицинского страхования (ДМС), личные средства граждан, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов и др.

Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Средства государственной, муниципальной систем здравоохранения - это средства, поступающие из местных бюджетов и государственного бюджета в учреждения государственной системы здравоохранения.

Перечень всех учреждений и мероприятий, финансируемых из бюджета, указан в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (26.10.2000г.).

Из федерального бюджета финансируются все Федеральные центры и научно-исследовательские институты, федеральные реабилитационные центры, федеральные целевые программы («Вакцино-профилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и многие другие)

Из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов финансируются: специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические и др. дома ребенка, детские санатории центры по профилактике и лечению СПИДа станции скорой медицинской помощи, переливания крови бюро судмедэкспертизы, патолого-анатомические бюро центры медицинской профилактики, врачебпо-физкультурные диспансеры; участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты хосписы, больницы сестринского ухода отделения экстренной медицинской помощи областных больниц (санитарная авиация); медицинская помощь при врожденных пороках развития профессиональная подготовка и переподготовка кадров; приобретение дорогостоящего медицинского оборудования; финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение научные исследования; бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан и др.

К сожалению, государство не может обеспечить достойное бюджетное финансирование здравоохранения. В 2009 г. на здравоохранение было выделено около 7 % от ВНП (валового национального продукта), в то время как этот процент должен составлять не менее 13-15 %.

Средства системы обязательного медицинского страхования.

Средства системы обязательного медицинского страхования - это средства, поступающие из страховых медицинских организаций.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

1. Отчисления из бюджета;

2. Средства предпринимателей;

3. Личные средства граждан.

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

1. Платежи из бюджета;

2. Отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,6% от начисленной заработной платы.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат. Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством РФ и утверждается высшим законодательным органом. Федеральный и территориальный фонды ОМС освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

Территориальные фонды финансируют страховые медицинские организации, расположенные на соответствующей территории, в которых для обеспечения стабильности страховой деятельности могут создаваться резервные фонды. Страховые медицинские организации обязаны осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе.

На страховые медицинские организации распространяется действующее на территории РФ законодательство по налогообложению.

Если же говорить о самом главном - в 90-е годы российскому здравоохранению удалось выжить не в последнюю очередь именно из-за введения ОМС, но на сегодняшний день нормативы этих отчислений очень малы, и чтобы что-то изменилось кардинальным образом, их следует увеличить в 2-3 раза . Но вот вопрос - за счет чего будут увеличены эти взносы? ОМС, как известно, финансируется как из бюджетов, так и из средств работодателей и простых граждан. Кому придется больше платить, чтобы увеличение страховых взносов состоялось? Проблем в отечественной медицине очень много, практически все они взаимосвязаны между собой и требуют комплексного подхода. В условиях ограниченного финансирования очень важно решить, с чего начинать работу по улучшению ситуации. Объем средств, выделяемый государством на медицину, сегодня составляет всего 3,7% от ВВП страны, это очень и очень мало, а ведь еще не до конца отлажен механизм распределения и расходования этих денег. Мнений о том, с чего начинать поднимать отечественную медицину, много: у врачей одни, у чиновников другие, у пациентов третьи. Так давайте же обсуждать и, возможно, именно в споре родится истина.

2.2 Система здравоохранения в России за 2009-2011 гг

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Соответственно через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.).

Таблица № 1

Доходы бюджета Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Анализируя Таблицу №1, можно сделать следующий вывод по доходам ФФОМС. В течении трёх лет доходы бюджета как увеличивались, так и падали. Так в 2010 году он снизился на 19,6%, при этом налоги практически остались неизменными. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан. Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 83 субъектах Российской Федерации.

Таблица №2

Процент исполнения доходов бюджета Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования

Но проводя анализ по 2011 году и сравнивая его с 2010 годом, мы видим заметную разницу. К 2011 году доходы выросли на 246,6 млрд.руб. Причиной этого можно считать большое и стремительное развитие системы ОМС. А так же его различными формами финансирования, которые также прогрессируют. Новым элементом финансовой системы России являются государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие средства, предназначенные преимущественно для финансирования социального развития страны и её регионов.

Таблица №3 даёт нам сделать вывод о том, что процент исполнения бюджета на достаточно неплохом уровне. В 2009 и 2011 годах исполнение было выше предписанного дохода на 6,29 % и 3,7 % соответственно. 2010 год не оправдал ожидаемых результатов, что возможно связано с прошедшим экономическим кризисом. Но и этот пробел был восстановлен в следующем году.

В расходах бюджета ФОМС можем наблюдать такой же диссонанс. Исходя из данных, приведённых в таблице №2 в 2010 году расходы снизились на 16,1 %, что вероятно по причине снижения доходов. Но а в 2011 году расходы увеличились на 201,3 млрд. руб.

Расходы предназначаются для проведения оздоровительных, физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС. Расходы на эти мероприятия должны соответствовать утвержденным нормативам для финансирования превентивных мероприятий.

Таблица №3

Расходы бюджета Федерального фонда Обязательного Медицинского Страхования

Из процентного соотношения расходов, которое приведено в таблице №4, мы видим, что к 2011 году расходы бюджета ОМС снизились. Так с 2009г по 2010 г. на 10,8 %, а к 2011 году на 7%, что не говорит о качественном распределении ресурсов, так как они использованы не полностью.

Таблица №4

Процент исполнения расходов бюджета Федерального фонда Обязательного Медицинского Страхования

Подводя итог, надо сказать, что финансирование фонда ОМС растёт, причём масштабно. Влиянием на этот процесс является развитие страхования в России, введение новых форм и правил, а так же переход на уровень, который близок к европейскому характеру. А именно:

В настоящее время структура системы ОМС организационно оформилась во всех субъектах Российской Федерации;

Законодательно определены субъекты медицинского страхования;

Договорами об ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений и 4,4 стоматологических учреждений;

Законом определено, что обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС.

Средства ОМС занимают второе место среди источников финансирования здравоохранения (около 32% всех затрат).

Однако, десятилетний опыт функционирования ОМС свидетельствует о необходимости существенной модернизации медицинского страхования. В условиях бюджетного недофинансирования отрасли здравоохранения средства ОМС оказались по своей сути бюджетозамещающими, а поэтому страховой ресурс ОМС использовался на другие цели. Это в свою очередь, привело к другой причине слабого развития страховых механизмов: объем и качество медицинского лечения не зависит от накопленных страховых прав застрахованных.

Поэтому дальнейшее развитие ОМС требует внедрения экономико-правовых механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

2.3 Пути совершенствования системы здравоохранения

Конкурентоспособность экономики России во многом зависит от качества жизни населения, которое обеспечивается, в том числе, системой здравоохранения. Финансирование здравоохранения РФ сейчас реформируется, как и во многих странах мира. Изменяется механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые с 1 января 2011г. переводятся со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Поэтому особенно актуальным в настоящее время становится вопрос о путях совершенствования системы финансирования лечебных учреждений.

Обеспечение эффективности и качества медицинской помощи всему населению страны определяется тем, каким образом осуществляется закупка медицинских услуг. Этот процесс означает перевод собранных средств медицинским организациям, обслуживающим население.

Там, где здравоохранение финансируется главным образом из взносов социального страхования, связь между покупателями медицинских услуг (медицинскими страховыми фондами) и поставщиками услуг традиционно опирается на систему контрактов.

К примеру, в Англии, Италии, Португалии, а также в некоторых областях Испании и Швеции введен принцип разделения финансирования медицинской помощи и ее предоставления. В США система предварительной оплаты в здравоохранении была направлена на перемещение политики контроля над затратами от сдерживания спроса к разделению издержек между покупателем и поставщиком медицинских услуг на стороне предложения.

Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определенных функций. Ими являются: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России. С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы.

В РФ доминирующим источником сейчас является Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но с 2011 г. началась его реорганизация на основе Федерального Закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. Предполагается изменение правового положения бюджетных учреждений.

Известно, что планируется получить средства на модернизацию здравоохранения в 2012 году за счет увеличения страхового взноса с 3,1% до 5,1% за работающее население в ФОМС. При этом за неработающее население платежи в систему обязательного медицинского страхования будут по-прежнему начисляться из бюджета региона.

Новацией нового бюджетного периода является переход российского здравоохранения к 2013 году с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС). Переход на одноканальное финансирование приведет к росту доходов лечебных учреждений и зарплат медицинского персонала. Кроме того, в рамках программы модернизации здравоохранения в России будут разработаны новые, единые для всех территорий стандарты лечения и тарифы на них, которые будут выше существующих. Это позволит гражданам получать качественную медпомощь вне зависимости от места проживания.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что основными путями совершенствования системы финансирования здравоохранения России являются следующие реформы:

1) переход от оплаты по посещениям к оплате по законченному принципу, то есть путём одноканального финансирования, это обеспечит улучшение качества медицинской помощи и повышения оплаты труда работников;

2) улучшение и стремление к выравниванию финансирования здравоохранения в регионах, поскольку регионы-доноры получат меньше средств, чем перечислили в ФОМС, а в дотационных регионах из-за недостатка средств уменьшится количество и качество медицинской помощи. Тем самым, происходит диссонанс денежных средств по регионам ОМС.

3) усиление контроля над частной системой ОМС, а именно над качеством обслуживания, над уплатой налогов и над соблюдением закона.

3. Проблемы и перспективы модернизации системы финансирования здравоохранения РФ

здравоохранение медицинский страхование финансирование

Постоянный выбор между различными вариантами управленческих решений по распределению ресурсов, а также появление приоритетов в сфере здравоохранения начинает приобретать всё большую важность. Это связано с ростом разрыва между имеющимися ресурсами и потребностями населения. Ресурсы здравоохранения в любой стране являются ограниченными и не способны в полной мере удовлетворить растущий спрос населения в медицинских услугах, что заставляет сделать выбор или даже отдать предпочтение наиболее важным и насущным, первоочередным стратегиям и методам поиска наиболее приемлемых вариантов решений.

Способность государства обеспечить всеобщее и полное медицинское обслуживание ставится под сомнение, поэтому возникает вопрос, какие базовые услуги необходимо финансировать за счет бюджета, обязательного медицинского страхования, а какие услуги можно исключить из государственного финансирования и передать в сектор коммерческого страхования или для прямой оплаты потребителями.

Здравоохранение России представляет собой динамично развивающуюся отрасль, для которой характерен разрыв между выделяемыми ресурсами и растущими потребностями населения. Это приводит к повышению цен медицинских услуг, а, следовательно, к повышению расходов на здравоохранение. В качестве одной из перспективных целей развития, а также рационального финансирования регионального здравоохранения принят переход от многокального к одноканальное финансирование. При этой системе основная часть финансовых средств, которая поступает в учреждения здравоохранения, будет идти из фондов обязательного медицинского страхования. А так же:

Финансирование учреждения по смете заменяется финансированием за непосредственные результаты деятельности (за объемы оказанных услуг);

Появляется возможность размещения государственного (муниципального) заказа в любых учреждениях здравоохранения (муниципальных и государственных) для решения проблем межрайонных центров или медицинских округов, независимо от территориального расположения учреждений;

Руководителю дается большая свобода в расходовании средств (отсутствие казначейского исполнения), но одновременно появляется большая ответственность;

Контроль качества со стороны страховых организаций приобретает действенные формы, так как контролируются все аспекты, влияющие на качество;

Ещё одной из главных проблем мы должны выделить проблему обеспечения ФОМС денежными средствами и их рациональным пользованием. На оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные услуги. То есть, все денежные средства вытекают из налогов и материальных взносов, а значит, источник финансирования один. Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета медицинских учреждений, получив у населения деньги, выполняют функции покупателей медицинских услуг - по сути, посредников, которым граждане поручили распорядиться переданными средствами, чтобы затем удовлетворить свои потребности в медицинской помощи.

Таким образом, на первый план выходит вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить. С учетом закона воспроизводства объем финансирования системы здравоохранения должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению. В последнее время нам все чаще говорят о бюджетировании, ориентированном на результат, под которым понимаются не только те или иные объемы медицинской помощи, оказанной согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, но и состояние здоровья населения.

Не вызывает сомнения тот факт, что ресурсное обеспечение и финансирование здравоохранения сегодня не удовлетворяют потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению ее гарантированных объемов, увеличению числа платных медицинских услуг за счет уменьшения бесплатных и в конечном итоге влияет на показатели состояния здоровья населения.

Следует сказать и о недостатках в распределении имеющихся средств. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений, что объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием.

Следовательно, нужно не только увеличить объем ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.

Существует точка зрения, согласно которой, наряду с бюджетным финансированием и системой ОМС, необходимо непосредственное долевое участие пациента в оплате медицинской помощи: это приведет к сочетанию принципов общественной солидарности и личной ответственности населения за сохранение своего здоровья. Здесь предлагаются два варианта: медицинские накопительные счета или платежи населения. В первом случае речь идет об именных банковских счетах, средства с которых могут использоваться для оплаты медицинской помощи, во втором - о непосредственной оплате определенной доли от стоимости лечения при обращении в лечебно-профилактическое учреждение. Однако вопрос об участии пациентов в оплате медицинской помощи требует не только определения размера такой доплаты и ее способа, но и соответствующего правового обеспечения, включая введение льгот для социально незащищенных категорий населения.

Достаточное время эффективность медицинского обслуживания в России была очень низкой. Чтобы исправить ситуацию, правительство в 2011 году разработало Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Реформы, проводимые в рамках Концепции, уже дают первые результаты -- в структуре отрасли происходят существенные изменения. Изменения будут настолько масштабными, что организации, которые не готовы к ним, рискуют не только упустить новые возможности, но и отказаться от существенной части сегодняшних стратегических планов.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., разработанная Министерством здравоохранения и социального развития, предполагает существенный рост расходов на здравоохранение в России. При реализации базового сценария к 2015г. объем ежегодных расходов на здравоохранение практически удвоится. Не менее важно, что Концепция принципиальным образом изменит структуру российской системы здравоохранения, схемы ее финансирования и механизмы управления эффективностью. В условиях этих изменений особое значение приобретут четыре вида инноваций, которые обеспечат конкурентоспособность медицинских организаций.

Во-первых, это переход на единый канал финансирования через Федеральный фонд ОМС;

Во-вторых, уточнение стандартов медицинской помощи и связанные с ним меры по повышению экономической эффективности;

В-третьих, расширение финансирования ограниченного количества лечебных учреждений и свобода выбора медицинских учреждений для пациентов;

В-четвертых, усиление региональной автономии в принятии решений по вопросам здравоохранения и усложнение доступа к рынку для новых игроков.

Комплекс преобразований окажет значительное влияние на методы работы фармацевтических компаний, производителей медицинского оборудования и лечебных учреждений, а также определит, смогут ли они реализовать экономический потенциал, заключенный в системе.

При выполнении всех условий, в сфере здравоохранения ожидаются быстрый рост и масштабные преобразования, обусловленные большим объемом неудовлетворенного спроса, вниманием со стороны федеральных органов власти и наличием структурированной программы реформ, обозначенной в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. Произойдут серьезные изменения в следующих областях: финансирование, стандарты медицинской помощи, свобода выбора медицинского учреждения для пациентов и принятие решений.

Однако, чтобы занять ведущие позиции на рынке с высокими темпами роста, компаниям и производителям медицинского оборудования придется провести всесторонний анализ стратегии работы в России, а возможно, и пересмотреть ее. Компаниям необходимо привести стратегию своей работы в соответствие с Концепцией, а также обеспечить полное понимание приоритетов ФФОМС и того, как создание национальной финансирующей организации повлияет на доступ к рынку. Участники рынка, которые уделят недостаточно внимания любому из этих аспектов, рискуют остаться в стороне от динамичных преобразований системы здравоохранения в России. В условиях интенсивно растущего рынка и быстро меняющейся ситуации перед фармацевтическими компаниями и производителями медицинского оборудования встает новая сложная задача: им предстоит адаптироваться к новым условиям и изменить стратегию соответствующим образом -- или же упустить огромные возможности.

Заключение

Основной задачей медицинского страхования является создание саморегулирующейся, жизнеспособной и эффективной системы социальной защиты населения страны. Ведь здоровье населения непосредственно влияет на их трудоспособность, а за ней уже и положение экономики страны. Особенную роль при этом должны играть меры по реализации и совершенствованию финансового механизма медицинского страхования.

Медицинское страхование должно стать основным источником финансирования системы здравоохранения. При переходе отрасли к бюджетированию, ориентированному на результат и введению одноканального финансирования через институты ОМС, будут совершенствоваться способы оплаты медицинской помощи, а, следовательно, будут совершенствоваться модели финансирования медицинских организаций. В целом, в настоящее время система ОМС играет значительную роль в финансировании здравоохранения, но данная система, можно сказать, функционирует со средней эффективностью в различных субъектах РФ. В ближайшей перспективе планируется реформировать систему финансирования в сторону сосредоточения функции финансирования здравоохранения в полном объеме за счет средств ОМС.

Из проведённого нами анализа, можно выявить, что существуют немаленькие проблемы в системе ФОМС, но уже сейчас ведётся разработка по их устранению и регулированию. Усиленный контроль над эффективным обеспечением бюджета ОМС, а так же введение новых, более устойчивых реформ источников финансирования помогут в урегулировании расходов и доходов бюджета.

В целом же необходимы научное обоснование объемов ресурсного обеспечения и прежде всего финансирования оказания медицинской помощи исходя из потребностей в ней всего населения, предоставление равных прав различным группам граждан, не допуская дальнейшего социального расслоения и какой-либо дискриминации в зависимости от занятости, возраста, характера заболевания, места жительства или работы и т.д., научный подход к экономике здоровья и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.

Чтобы обеспечить оптимальный уровень финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи, в том числе развивать систему ОМС и использовать средства, получаемые от предпринимательской деятельности.

Наконец нужно наращивать выпуск отечественных медицинских препаратов и изделий. Тем самым сокращая расход на покупку импорта. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий в нашей стране лишь треть - российская продукция.

Список используемых источников

1. Теоретические и финансово-организационные основы медицинского страхования/ В.Г.Климин - Е.Г.Князева./ Известия/ 2009г. №1.

2. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана / 2008 г.

3. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / С.В. Шишкин / 2009г.

4. Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» от 05.12.2008.

5. Проблемы развития государственного страхования в условиях переходной экономики/ Соловьев А.К. /Вестник ПФР. 2012г.

6. Федеральный закон №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» от 28.06.1991.

7. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник / Л.И. Якобсон /Наука/ 2009г.

8.Российский статистический ежегодник / 2007г. Стат.сб. М.Росстат/2008г.

9. Российский статистический ежегодник /2012г. Стат.сб. М.: Росстат/2012г.

10.Стратегия развития здравоохранения в РФ /Ю.М.Комаров/ Здравоохранение /2010г. №2.

11. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2011г.» /Финансы/ 2010г. №6.

12. Что ждать от российского страхования?/ Е.А. Павлова / Экономика/ 2010г. №14.

13. Средства поддержки федерального ОМС. А.А. Михайленко / Экономика 2011г. №6.

14. Новые горизонты Российской медицины Н.Юргель/Бюджет 2010 №1.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской. 4-е изд.

15. Бюджетная система РФ/ учебник/ под ред. В.М.Романовского, О.В.Врублевской /2010г.

16. Бюджетная система РФ /Учебник / П.И. Вахрин/ 2011г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История медицинского страхования в России; структура и финансовые основы системы обязательного МС. Государственные гарантии, предоставляемые гражданам РФ по оказанию медицинской помощи. Проблемы и перспективы развития финансирования здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Цели и основные задачи системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Права граждан в системе ОМС. Основные вопросы организации системы ОМС. Субъекты медицинского страхования. Проблемы и перспективы развития системы ОМС в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Понятие и задачи обязательного медицинского страхования. Правовые, экономические и организационные основы системы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Проблемы института обязательного медицинского страхования и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2014

    Цель финансирования здравоохранения. Особенности общенационального страхования в Германии. Основные черты обязательной страховой модели здравоохранения. Расходы государственного бюджета в некоторых странах. Проблемы страховой медицины в Казахстане.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Организационно-правовые аспекты организации ОМС и ДМС. Основные проблемы, существующие в практике их реализации в рамках системы здравоохранения. Особенности взаимодействия, экономические принципы обязательного и добровольного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2015

    Положения обязательного медицинского страхования, этапы его становления в России. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования. Проблемы и перспективы развития системы.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

    Определение понятия и сущности медицинского страхования. Анализ обязательного и добровольного медицинского страхования. Преимущества новой страховой системы здравоохранения. Особенности и перспективы развития различных видов медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования. Финансирование медицинского страхования. Анализ состояния медицинского страхования в РФ: проблемы, изменения на этом рынке. Пути совершенствования системы страхования.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования в РФ, ее структура и принципы функционирования, основные участники. Общее описание и оценка эффективности работы предприятия, перспективы развития системы медицинского страхования.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2016

    Система финансирования здравоохранения в России и возникновение необходимости частичной оплаты медицинских услуг. Социально-экономическое значение добровольного медицинского страхования граждан. Обобщение опыта деятельности страховых компаний за рубежом.