Что показывает отраслевая структура хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства

Под отраслевой структурой мирового хозяйства следует понимать состав и соотношение отраслей по всем странам мира. Структура экономики по группам стран разная, потому что государства неравномерно обеспечены природными и минеральными ресурсами.

Отраслевая структура мирового хозяйства

В мировом хозяйстве различают группу отраслей материальной сферы, производящие продукцию – промышленность, строительство, лесное и сельское хозяйство, и отрасли нематериальной непроизводственной сферы -наука и культура, управление и кредитно-финансовые слуги, здравоохранение и образование.

Под отраслевой структурой следует понимать соотношение разных отраслей в экономике отдельных государств и мира.

Государства в мире очень разные по уровню развития, одна группа стран называется развитыми, они занимают ключевые и ведущие позиции в экономике мира, вторую группу именуют развивающимися, они еще не достигли в своем развитии уровня развитых стран.

Рис.1 Развитые и развивающиеся страны мира.

Соотношение отраслей производственной и нематериальной сфер в группах стран разное. В странах с развитой экономикой доля аграрного сектора составляет от 6 до 10%, доля промышленности 25-30%, доля нематериальной сферы и услуг составляет от 60 % до 80%.

Рис. 2 Отрасли производственной сферы

В структуре хозяйства развитых стран идет процесс снижения доли отраслей производства, увеличения доли нематериальной сферы и услуг.

В развивающихся государствах до 55-60% составляют отрасли горнодобывающей промышленности и аграрного производства, отрасли первичной, традиционной с колониальных времен сферы ведения хозяйства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Структура мирового хозяйства дает общую картину деления экономики на сектора с учетом показателей всех стран. На диаграмме отраслей мирового хозяйства преобладают финансовый сектор (24%), промышленность (18%), небанковский сектор (12%) и малый бизнес (11%) .

Рис. 3. Отраслевая структура мировой экономики

Территориальная структура мирового хозяйства

Для сравнения экономики стран важна не только структура хозяйства, но и размещение производств по территории. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства складывается из показателей по всем странам мира. Выражение «территориальная структура хозяйства» (ТСХ) следует понимать как деление территории страны по регионам развития, экономическим районам, комплексам и центрам, промышленным узлам и группировкам.

ТСХ в развитых странах состоит из крупных промышленных центров и городских агломераций, транспортных магистралей и узлов, технопарков и регионов с высокоразвитым аграрным производством. В развивающихся государствах главную роль играет столица, часто крупный порт, и несколько районов добычи экспортного минерального сырья и плантации экспортных фруктов.

Что мы узнали?

Картина отраслевой структуры экономики мира показывает сочетание отраслей производственной и нематериальной сфер. В экономике развитых стран лидируют отрасли нематериальной сферы и услуги. В экономике развивающихся стран лидируют аграрное производство и отрасли горнодобывающей промышленности. В структуре мировой экономики лидируют финансовый сектор и промышленное производство.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 140.

Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере освоения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами которого явились:

  • серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
  • монополизация экономики;
  • несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
  • высокая степень износа основных производственных фондов страны;
  • сокращение государственных инвестиций;
  • глубокий кризис ;
  • разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
  • затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.

В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в . В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по валют.

Главный экономический показатель развития страны — это (ВВП) , в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.

Совокупный ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. В настоящее время по величине ВВП Российская Федерация находится в первой десятке стран мира. В 2005 г. по результатам международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности Россия заняла 8-е место в мире после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Великобритании и Франции.

В конце 1990-х гг. наметились тенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействием роста экспорта , ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д., установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. Однако позитивные процессы еще не приняли устойчивого необратимого и долговременного характера. Рост производства идет без существенного ослабления налоговой нагрузки и на основе предельно изношенного технологического оборудования.

Только в последние годы наметился рост объемов производства ВВП: если в 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста составляли 1,6 %, то в 2001-2005 гг. — уже 6,2%.

Наиболее показательна оценка ВВП по паритету покупательной способности (ППС). ППС — это количество единиц валюты, необходимое для покупки некоторого стандартного набора товаров и услуг, которые можно купить на одну денежную единицу базовой страны (или на одну единицу общей валюты группы стран). ППС отражает реальную внутреннюю покупательную способность валюты.

Занимая в 2005 г. восьмое место в мире по размеру ВВП по ППС, Россия уступала США по абсолютному показателю в 7,3 раза, по относительному (ВВП на душу населения по ППС) — в 3,5 раза и по этому показателю замыкала пятую десятку среди стран мира.

При всех сложностях современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов , накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.

Отраслевая структура экономики России

Современная Россия — индустриально-аграрная страна с многоукладной (смешанной) экономикой, которая представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.

Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2006 г.*

Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.

Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.

Производственная сфера включает:
  • отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  • отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
  • отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера — это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При этом к “прочим услугам” относят сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.).

В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере относят:
  • жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
  • пассажирский транспорт;
  • связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
  • здравоохранение, физическую культуру;
  • социальное обеспечение;
  • образование;
  • науку и научное обслуживание;
  • культуру и искусство;
  • кредитование, финансирование и страхование;
  • государственное управление;
  • оборона и охрана общественного порядка.

В отраслевой структуре хозяйства пока сохраняются диспропорции : повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые “утяжеленности” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в своем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.

Для современной структуры хозяйства страны характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. В настоящее время сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура, т. е. совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. Она играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности хозяйства и в освоении новых территорий. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Важнейшие межотраслевые комплексы России*

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводов, ирригационные системы и т. д.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание городских и сельских поселений.

Территориальная структура хозяйства России

Под территориальной структурой понимается деление системы хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам и узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как ее основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

Важной особенностью России является асимметричная организация ее пространства , унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.

Размещение производительных сил и эффективность развития народного хозяйства. Переход к рыночной системе хозяйствования не снял с повестки дня вопросов эффективности развития и размещения производительных сил.

При этом следует иметь в виду, что характеризуется прогрессивными количественными изменениями (например, рост объемов производства), а экономическое развитие — прогрессивными качественными изменениями в состоянии экономического объекта (например, рост производительности труда, повышение эффективности производства).

Рост может происходить как за счет интенсивных факторов, обеспечивающих повышение результативности при неизменных ресурсах, так и за счет экстенсивных факторов, когда происходит увеличение ресурсов при неизменной степени их использования. Развитие же чаще всего является результатом использования интенсивных факторов.

Важнейшим показателем результативности экономики в целом и отдельных экономических мероприятий является эффективность производства — результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата или отношение эффекта к затратам. При этом под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. В ряде случаев расходы связаны с недостатками в организации труда, производства, транспортировки продукции и т. п., приводящим к потерям. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.

В основе оценки экономического эффекта от размещения производства лежит общая методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства. Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях регулирования народного хозяйства (предприятие, отрасль, район, страна). Абсолютная эффективность определяется путем соизмерения полученного прироста национального дохода (чистой продукции) с затраченными капиталовложениями (или всеми производственными ресурсами). Сравнительная эффективность разных вариантов размещения предприятий и их комплексов устанавливается на основе расчета приведенных, т. е. текущих и сопоставимых единовременных затрат. Основной результативный показатель рыночной экономики — прибыль — хуже, чем показатель затрат, характеризует эффективность размещения производства, так как прямо не отражает влияние воздействующих факторов (энергетического, сырьевого, трудового и др.).

Для исчисления приведенных затрат на единицу продукции П берется сумма всех текущих затрат на ее производство (себестоимость) С и произведения удельных капитальных затрат К и нормативного коэффициента их эффективности Е, т. е. П = С + КЕ. Умножение этой величины на количество продукции (определяемое балансовыми расчетами), дает полные приведенные затраты. В расчетах учитываются не только производственные, но и транспортные издержки.

Выбор оптимального варианта размещения предприятия производится по минимуму приведенных затрат (при сравнении многих вариантов). Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений (или обратным показателям — коэффициентам эффективности). Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений Е обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен на уровне не ниже 0,12 (обратная величина — срок окупаемости 8,3 года).

Эффективность территориальных сдвигов размещения отраслей народного хозяйства обычно оценивается на основе региональных различий решающих показателей — капитальных вложений, заработной платы и производительности труда на расчетный период. Экономия приведенных затрат исчисляется на перемещаемый между регионами прирост производства по сравнению с вариантом исходного размещения.

Широкомасштабная реконструкция народного хозяйства повышает значение отраслевых и региональных показателей интенсификации производства, т. е. его роста за счет эффективного использования производственных ресурсов на базе достижений научно-технического прогресса. Это гораздо более результативный путь наращивания производства, чем экстенсивный, означающий вовлечение в него дополнительных ресурсов (на прежней технической основе).

Доля прироста продукции предприятия, отрасли за счет интенсификации, т. е. повышения ресурсоиспользования (производительности труда, фондоотдачи или материалоотдачи) ∆ Пи (%) при заданных величинах прироста продукции ∆ П и ресурсов (численности работающих или основных фондов или сырья и материалов) ∆ Р определяется по формуле ∆ Пи = 100 — 100 · 100 (∆ Р: ∆ П), (где вычитаемое — доля экстенсивного фактора).

Представляет интерес выявление изменения удельных весов районов в размещении отрасли под влиянием интенсивных факторов: по производству продукции в целом, в том числе за счет развития действующих предприятий, за счет производства качественно новых видов продукции и с применением новой техники и технологии, за счет ресурсосбережения; по капиталовложениям в целом, в том числе на техническое перевооружение и реконструкцию и т. д.

  • 1.2. Территориальная организация общественного производства
  • Глава 2. Законы территориальной организации общественного производства
  • 2.1. Понятие о научном законе. Классификация законов.
  • 2.2. Закономерности размещения общественного производства.
  • Глава 3. Основные категории и понятия экономической географии
  • 3.1. Физико-географическое и экономико-географическое
  • 3.2. Природные условия и ресурсы.
  • 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
  • Глава 4. Методы анализа экономической географии
  • 4.1. Общие и специфические методы.
  • 4.2. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности.
  • 4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям
  • 4.4. Критерий эффективности размещения отраслей и предприятий промышленности.
  • 4.6. Районирование потребления произведенной продукции.
  • 4.7. Анализ структуры территориально-производственных систем
  • 4.8. Экономико-географическая характеристика территории (страны, района и т. Д.), содержание и логическая последовательность
  • Глава 5. Политическая карта мира
  • 5.1. Типология стран мира
  • 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
  • Глава 6. География населения мира
  • 6.1. Численность населения, особенности его географического распределения
  • 6.2. Естественное движение (воспроизводство) и миграция населения
  • 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
  • 6.4. Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей
  • 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
  • Глава 7. География мировых природных ресурсов
  • 7.1. Топливно-энергетические ресурсы
  • 7.2. Металлорудные ресурсы
  • 7.3. Горно-химическое сырье
  • 7.4. Земельные ресурсы
  • 7.5. Водные ресурсы
  • 7.6. Биологические ресурсы
  • 7.7. Ресурсообеспеченность стран мира
  • Раздел I
  • Глава 8. География сельского хозяйства мира
  • 8.1. Животноводство
  • 8.2. Земледелие
  • Глава 9. География промышленности мира
  • 9.1. География топливной промышленности мира
  • 9.2. Электроэнергетика мира
  • 9.3. Черная металлургия мира
  • 9.4. Цветная металлургия мира
  • 9.5. Машиностроение мира
  • 9.6. Химическая промышленность мира
  • 9.7. Легкая промышленность мира
  • 9.8. Лесная промышленность мира
  • Глава 10. География транспорта мира
  • 10.1. Транспорт - третичный сектор экономики
  • 10.2. Сухопутный транспорт
  • 10.3. Водный и воздушный транспорт
  • Глава 11. Размещение производительных сил россии
  • 11.1. Отраслевая структура хозяйства
  • 11.2. География промышленности России
  • Раздел II
  • Глава 12. Макрорегионы мира
  • Глава 13. Россия
  • 13.1. Особенности геополитического и экономико-географического
  • 344007, Г. Ростов-на-Дону,
  • 305007, Г. Курск, ул. Энгельса, 109.
  • 3.3. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

    При анализе разных типов территориально-производ­ственных систем (хозяйство мира, региона, страны, райо­на и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйствен­ной системы - вещественных нетерриториальных (отрас­ли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рас­сматривается ее территориальная (региональная) струк­тура.

    Отраслевая структура хозяйства - это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными ко­личественными соотношениями (состав и пропорции раз­вития отраслей) и взаимосвязями.

    Отраслевая структура хозяйства представлена отрас­лями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

    Производственную сферу образуют отрасли:

    Непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);

    Доставляющие материальный продукт потребите­лю (транспорт и связь);

    Связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

    Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужи­вание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и науч­ное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

    Представленные основные отрасли хозяйства - про­мышленность, сельское хозяйство, строительная инду­стрия, транспорт расчленяются на так называемые ук­рупненные отрасли, а те, в свою очередь, - на однород­ные (специализированные) отрасли и виды производ­ства (например, сельское хозяйство распадается на зем­леделие и животноводство; земледелие - на зерновое хозяйство, производство технических культур, овоще­водство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

    В отраслевой структуре хозяйства выделяются так­же межотраслевые сочетания (комплексы), представ­ленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергети­ческий, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически свя­занные разные отрасли (например, строительный, во­енно-промышленный, аграрно-промышленный комп­лексы).

    Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

    Промышленность, производящую средства произ­водства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);

    Собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);

    Отрасли по заготовке и переработке сельскохозяй­ственной продукции, доведению ее до потребителя (пи­щевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и об­щепит).

    Важной составной частью хозяйства является инфра­структура, представляющая собой совокупность матери­альных средств по обслуживанию производства и насе­ления.

    В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструк­туру.

    Производственная инфраструктура продолжает про­цесс производства в сфере обращения и включает транс­порт, связь, складское хозяйство, материально-техни­ческое снабжение, инженерные сооружения и устрой­ства, коммуникации и сети (линии электропередач, неф­тепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, те­лефонные сети и т. п.).

    Социальную инфраструктуру в основном образуют от­расли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

    Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с де­нежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

    Отраслевая структура хозяйства определяется:

    По удельному весу отраслей в общем, объеме произ­водства продукции;

    По численности занятых и стоимости основных про­изводственных фондов (машин, оборудования, инстру­ментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

    Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наибо­лее объективно судить о соотношении отраслей и их взаи­мосвязях.

    В ходе исторического развития в отраслевой струк­туре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сель­ское хозяйство и добывающая промышленность) усту­пают первенство «вторичным отраслям» (обрабатываю­щая промышленность и строительство), затем «вторич­ные» - «третичным» (сфера услуг).

    В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сфе­ры (третичные отрасли) существенно возросла и умень­шилась доля производственной сферы (первичные и вто­ричные отрасли). В среднем в мире в непроизводствен­ной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

    Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу про­мышленности, от развития которой зависит рост произ­водительности труда во всех отраслях хозяйства. Удель­ный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2-3%. В новых индустриальных и пост­социалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) 14 .

    И только в развивающихся странах сельское хозяй­ство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).

    В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатываю­щих. В последних особо высокими темпами роста выде­ляются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, ро­бототехника, органический синтез и др.).

    Произошли изменения и на транспорте. В грузообо­роте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте - автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй - же­лезнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транс­порта: воздушный и трубопроводный.

    В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорож­ный.

    В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, умень­шилась доля сырья и продовольствия. Возросла торгов­ля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

    Под территориальной структурой хозяйства понимает­ся его деление по территориальным образованиям (таксо­нам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хо­зяйства).

    В территориальной структуре современного мирово­го хозяйства можно выделить несколько иерархичес­ких уровней и соответствующих им видов территори­альных образований.

    Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обшир­ные территориальные части мирового хозяйства - кон­тиненты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, суб­регион, страна.

    Принципы, положенные в основу выделения таких зве­ньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а по­тому само деление хозяйства мира на регионы и субреги­оны носит условный, в определенной мере субъективный характер.

    Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регио­ны, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

    Регион - самое крупное территориальное образова­ние в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей террито­рии и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Аме­рику, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отно­шению к странам СНГ) Европу и Азию.

    Субрегион - крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием историчес­ких, природных и экономических условий развития про­изводительных сил, социализацией и особенностями раз­мещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части - Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, ох­ватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Ис­ландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Ав­стрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Фран­ция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

    Субрегионы Азии: Центральная и Восточная Азия (Китай, Республика Корея, КНДР, Монголия, Япония), Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Кам­боджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангла­деш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы), Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).

    Африку подразделяют на Северную (Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис, Зап. Сахара), Во­сточную (Джибути, Кения, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Реюньон, Сейшельские о-ва, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия), Центральную (Ангола, Бурунди, Габон, Заир, или Де­мократическая республика Конго, Уганда, Централь­но-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), Западную (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Кот-д"Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того) и Южную Африку (Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Намибия, Свази­ленд, ЮАР).

    Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка (Мексика и страны Центральной Америки и Вест-Ин­дии - Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Домини­ка, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Па­нама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), Андские страны (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), страны бассейна Амазонки и Ла-Пла­ты (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай).

    В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию (Ванутату, Папуа-Новая Гви­нея, Соломоновы о-ва, Фиджи, Западное Самоа), По­линезию (Новая Зеландия, Тонга, Тувалу, Кирибати, Маршалловы о-ва) и Микронезию (Микронезия, На­уру, Палау).

    Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ - из двенадцати (Азербайд­жан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кирги­зия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбе­кистан, Украина).

    Страна - территория (местность), границы и целост­ность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.

    Другой уровень территориальной структуры (органи­зации) хозяйства мира - районный, связан с террито­рией каждой отдельной (конкретной) страны.

    Экономический район - это географически целост­ная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внут­ренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным раз­делением труда.

    Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, на­блюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.

    Различия наблюдаются также и в принципах эконо­мического районирования, определения границ районов и пр.

    В России основополагающими служат следующие принципы:

    Экономический, рассматривающий район как специ­ализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Соглас­но этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареа­лом размещения специализирующих отраслей;

    Национальный и административный, предусматрива­ющий полное соответствие выделенных районов обра­зуемым национальным и административным объедине­ниям (республикам, краям, областям и т. д.) в интере­сах укрепления их единства как целостных территори­ально-хозяйственных образований.

    Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:

    макроуровень - экономическая зона, экономичес­кий район;

    мезоуровенъ - область, край, республика;

    микроуровень - административный район, промыш­ленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

    Экономические зоны - обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) рай­онов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

    На территории Российской Федерации выделяют За­падную экономическую зону, включающую районы Ев­ропейской части страны с Уралом, и Восточную, вклю­чающую районы Сибири и Дальнего Востока.

    Для Западной экономической зоны характерны дефи­цит топливно-энергетических и водных ресурсов, высо­кая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основ­ных производственных фондов страны), в составе про­мышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны на­личие больших запасов топливно-энергетических, ми­нерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселен­ность и хозяйственная освоенность территории, в соста­ве промышленности преобладание добывающих отрас­лей.

    Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однород­ными условиями, с характерной направленностью раз­вития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и при­родными ресурсами, достаточными для относительно са­мостоятельного комплексного развития производитель­ных сил.

    В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающих­ся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказс­кий, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Запад­но-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-админи­стративных единиц, являющихся субъектами Россий­ской Федерации. Последние, в свою очередь, - на низо­вые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специа­лизированными звеньями крупных экономических рай­онов.

    Промышленный узел (промузел) - группа техноло­гически и экономически связанных производств, ком­пактно размещенных на небольшой территории (несколь­ких промцентров).

    Промышленный центр (промцентр) - группа невза­имосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

    Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).

    Широко распространенными в мире формами тер­риториальной организации хозяйства являются специ­альные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наи­более благоприятным режимом финансово-экономичес­кой деятельности отечественных и иностранных инве­сторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свобод­ной торговли (свободные таможенные зоны), где осу­ществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышлен­ные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или техно­полисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.

    В основу отбора зональных территорий положены раз­ные принципы: выгодное географическое положение, вы­сокий уровень развития или дешевизна инфраструктур­ного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.

    В России СЭЗ получили незначительное развитие. Из­начально (1990-1992 гг.) было объявлено о создании 12-13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них факти­чески уже распались. Относительно активно развива­ются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.

    Все вышеназванные территориальные образования - регионы, районы и т. д., составляют основу территори­альной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появле­ние (происхождение) таких дисциплин, как экономи­ческая география, а позже - региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содер­жания исследуется один и тот же объект - территори­альная организация общественного производства.

    При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур -- отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы -- вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

    Отраслевая структура хозяйства -- это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

    Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

    Производственную сферу образуют отрасли:

    • * непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
    • * доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
    • * связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

    Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

    Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, -- на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие -- на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

    В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

    Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

    • * промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
    • * собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
    • * отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).

    Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

    В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

    Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

    Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

    Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

    Отраслевая структура хозяйства определяется:

    • * по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;
    • * по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

    Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

    В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» -- «третичным» (сфера услуг).

    В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

    Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2--3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) Удельный вес промышленности в ВВП в странах этих групп немного превышает уровень развитых -- 40%..

    И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).

    В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

    Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте -- автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй -- железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

    В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

    В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

    Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

    В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

    Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

    Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

    Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

    Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

    Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части -- Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

    Субрегионы Азии: Центральная и Восточная Азия (Китай, Республика Корея, КНДР, Монголия, Япония), Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы), Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).

    Африку подразделяют на Северную (Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис, Зап. Сахара), Восточную (Джибути, Кения, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Реюньон, Сейшельские о-ва, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия), Центральную (Ангола, Бурунди, Габон, Заир, или Демократическая республика Конго, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), Западную (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Кот-д"Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того) и Южную Африку (Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР).

    Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка (Мексика и страны Центральной Америки и Вест-Индии -- Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), Андские страны (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), страны бассейна Амазонки и Ла-Платы (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай).

    В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию (Ванутату, Папуа--Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Фиджи, Западное Самоа), Полинезию (Новая Зеландия, Тонга, Тувалу, Кирибати, Маршалловы о-ва) и Микронезию (Микронезия, Науру, Палау).

    Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ -- из двенадцати (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

    Страна -- территория (местность), границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.

    Другой уровень территориальной структуры (организации) хозяйства мира -- районный, связан с территорией каждой отдельной (конкретной) страны.

    Экономический район -- это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда.

    Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, наблюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.

    Различия наблюдаются также и в принципах экономического районирования, определения границ районов и пр.

    В России основополагающими служат следующие принципы:

    • - экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареалом размещения специализирующих отраслей;
    • - национальный и административный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов образуемым национальным и административным объединениям (республикам, краям, областям и т. д.) в интересах укрепления их единства как целостных территориально-хозяйственных образований.

    Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:

    • * макроуровень -- экономическая зона, экономический район;
    • * мезоуровенъ -- область, край, республика;
    • * микроуровень -- административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

    Экономические зоны -- обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

    На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.

    Для Западной экономической зоны характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основных производственных фондов страны), в составе промышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны наличие больших запасов топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселенность и хозяйственная освоенность территории, в составе промышленности преобладание добывающих отраслей.

    Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однородными условиями, с характерной направленностью развития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и природными ресурсами, достаточными для относительно самостоятельного комплексного развития производительных сил.

    В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-административных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, -- на низовые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических районов.

    Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, компактно размещенных на небольшой территории (нескольких промцентров).

    Промышленный центр (промцентр) -- группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

    Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).

    Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышленные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или технополисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.

    В основу отбора зональных территорий положены разные принципы: выгодное географическое положение, высокий уровень развития или дешевизна инфраструктурного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.

    В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990--1992 гг.) было объявлено о создании 12--13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них фактически уже распались. Относительно активно развиваются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.

    Все вышеназванные территориальные образования -- регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже -- региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект -- территориальная организация общественного производства.

    При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур -- отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы -- вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

    Отраслевая структура хозяйства

    Отраслевая структура хозяйства -- это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

    Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

    Производственную сферу образуют отрасли:

    * непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);

    * доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);

    * связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

    Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

    Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, -- на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие -- на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

    В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

    Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

    * промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);

    * собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);

    * отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля продтоварами и общепит).

    Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

    В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

    Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

    Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

    Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

    Отраслевая структура хозяйства определяется:

    * по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;

    * по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

    Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

    В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» -- «третичным» (сфера услуг).

    В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

    Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2--3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) Удельный вес промышленности в ВВП в странах этих групп немного превышает уровень развитых -- 40%..

    И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность Региональная экономика: Учебник / под ред. Степанова М.В. М., Инфра-М; изд-во Рос. экон. акад., 2005. - 87с. (10-20%).

    В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

    Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте -- автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй -- железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

    В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

    В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).